В.О., Косая линия, д. 5
тел.: (812) 644-53-73

«Медико-санитарная часть №3»

 

Галерея великих медиков

Авиценна

980-1037

«А когда родится у тебя сын, то первое — это дай ему хорошее имя», — учили в то время все книги о воспитании. Молодому Абдаллаху нравилось имя Хусайн. И жене его Ситоре-бану тоже нравилось это имя. И давно уже было решено — первого сына назвать Хусайн. А можно дать и кунью — почетное прозвание. Так поступали в благородных домах. «У моего мальчика обязательно будет свой сын!» — радовался Абдаллах. — Я уже дал имя будущему сыну — Али». Кунья сына будет Абу Али, что значит отец Али. А потом пойдет

само «исм» — имя Хусейн, а потом, присоединенное через арабское «ибн» — сын, имя отца, а потом имя деда, прадеда, прапрадеда. И как ему, Абдаллаху, было знать, что напрасна его затея со вторым именем. Не будет у Хусайна сына. И семьи у него не будет. Станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.

На Востоке его называли Шейх-ур-Раис. Почетное звание «Раис» свидетельствует о государственно-политической деятельности мысли­теля в качестве визиря и исполнителя других должностей. Звание «Шейх» говорит о его глубоких познаниях в религии и философии. На христианском Западе он был известен как Авиценна.

Великий знаток высшего живого существа — человека — Абу Али Ибн Сина еще при жизни был удостоен следующих высоких титулов: Худжа-тул Хакк (Доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель), Пизишки, Хаками бузург (Великий Исцелитель) и Шараф-ул-Мулк (Слава, гордость страны).

Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Али Ибн Сина, лати­низированное имя Авиценна, выдающийся врач мусульманского мира, родился в 370 году хиджры (980 г.) в селении Афшане близ Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн Сины — Абдаллах — был родом из Балха (старинный город на территории Северного Афганистана) и за­нимался финансовыми делами в одном из больших бухарских поселе­ний — Хармайсане.

С малолетства Ибн Сина отличался необыкновенными способнос­тями. В десятилетнем возрасте он свободно читал Коран и знал произ­ведения многих арабских классиков. До шестнадцатилетнего возраста учился правоведению и в особенности интересовался философией. Ме­дициной занялся позднее, но и в этой области достиг выдающихся ре­зультатов.

Когда Ибн Сине исполнилось семнадцать лет, его позвали к боль­ному властителю, у которого была обширная библиотека. Молодой врач успешно вылечил богатого пациента, и тот так полюбил Ибн Сину, что оставил при дворе, где тот получил доступ к библиотеке. Воспользовав­шись этим, Ибн Сина занялся самообразованием.

В восемнадцатилетнем возрасте Ибн Сина уже пользовался славой хорошего врача, которого часто звали к одру больных правителей и раз­личных государственных мужей. Ибн Сина вел бурную жизнь. Его угне­тала зависимость от правителей феодальных арабских государств, кото­рые часто относились с небрежением к выдающемуся врачу. Ибн Сина нередко подвергался преследованиям, в особенности со стороны мусуль­манского духовенства, ему часто приходилось бежать и искать приста­нища у новых покровителей. Одно время Ибн Сина даже находился в заключении. В конце концов, он поселился в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, который назначил его придворным врачом и даже визирем (министром). Здесь Ибн Сина пользовался уважением и почетом, но среди мусульманского духовенства имел и многочислен­ных врагов, потому что его философские убеждения, как правило, рас­ходились с догмами ислама.

Некий арабский поэт после смерти Ибн Сины саркастически писал, что «его (Ибн Сины) философия не научила хорошим обычаям, а его медицина — умению тщательно беречь здоровье». Ибн Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медици­не. Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научных и философских знаний. Только две книги он написал на родном языке, дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные писал на арабс­ком языке, который в те времена был на Востоке языком ученых.

Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» (в сокращен­ном изложении — «Книга спасения») состоит из четырех разделов, по­священных проблемам логики, физики (6-я книга «Физики» — «Книга о душе»), математических наук (геометрия, арифметика, музыка и аст­рономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фар­си «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение его фило­софских идей (так называемая восточная философия), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак).

Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристоте-лизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтоло­гической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «пер­вой причины», «необходимо-сущего» само по себе (аналогичное неопла­тоническому единому), из которого в иерархическом порядке истекают умы, души и тела небесных сфер.

Важнейшее сочинение Ибн Сины «Канон врачебной науки» — ме­дицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — было в XII столетии переведе­но на латинский язык Герардом Кремонским (1114—1187), известным под именем «отца переводчиков», и обеспечил ему в течение пяти сто­летий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних ве­ков. «Канон...» издавался около 30 раз на латинском языке в Европе и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей; русский перевод был сделан в 1954— 1960 годах.

Созданный Ибн Синой «Канон» («Сапоп medicinea»), неоднократ­но переводившийся на большинство европейских языков и получивший широкую известность в Европе, долгое время оставался основным ис­точником медицинских знаний. Кроме описания анатомии человека, в «Каноне» можно почерпнуть немало практических сведений. Ибн Сина представил многие болезни, как внутренние, так и кожные, глазные и детские заболевания; подробно описал их симптомы и способы лече­ния; перечислил целебные средства и дал рецепты составления лекар­ственных препаратов, обрисовал методы хирургического лечения и даже привел косметические советы.

Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал при­чины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин. Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в раз­витии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы на­зываем условиями их возникновения.

Вопросы приспособления здорового и больного человека изучал Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновеши­вания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях. Важ­нейший из признаков здоровья, по его мнению, есть «уравновешенность натуры». Ибн Сина сообщал «о сумме признаков уравновешиваний на­туры» человека и указывал, что «признаки этого суть... уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложе­ния в смысле полноты и худобы...» и т.д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохра­нения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов... Они суть: 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излиш­ков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается че­рез нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения».

Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «при­способление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности.

Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Ка­ноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский под­ход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, при­чем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы еще не знала античность.

В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он напи­сал книгу о желудочных коликах. Теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находя­щийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Уп­равитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал он самому себе.

Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037 года в возрасте 58 лет пос­ле долгой болезни. 28 апреля 1954 года в иранском городе Хамадане был поставлен памятник Авиценне. 29 апреля 1954 года был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны.

 По материалам - Сто великих врачей/ Шойфет М.С., Москва, Вече-2008 год


Скачать:  Загрузить

Возврат к списку

 
 

Афоризм дня

"Нет пути к счастью, счастье есть путь."

Далай Лама
 
   
   
   
 

Наши клиенты

ООО «Балтийский завод – Судостроение»

Все клиенты